Комбинация «Дэйв»: Орудие победы

27.04.2015 16:53

В последней статье «коуч» Кунз описал, как работает его программа. К сожалению, он в интервью почти ничего не говорил о стратегии.

(Непосредственно «Дэйв» с точкой выноса справа)

Среди своих коллег он заслужил репутацию «тренера старой школы», потому что он как координатор нападения ничего особенного не делает. Речь идет не о том, что он не креативен, а о том, что у него всего несколько очень хорошо обработанных комбинаций, которые он любит играть, и при этих комбинациях его игроки выполняют свои задачи до мелочей.

Самая главная его комбинация, на которой построена вся программа, называется «Дэйв» («Dave»). Это не преувеличение. Если возникает непонятная ситуация в игре, то он выбирает «Дэйв». Если команде нужна пара ярдов для первого дауна, то он выбирает «Дэйв».

Команда играет эту комбинацию настолько много, что для игроков и тренеров «Дэйв» стал самой привычной и естественной вещью, когда не надо думать, а только лишь действовать. Говоря о девушках, «играй Дэйв» не раз советовал я друзьям, и это работало.

Возвращаясь к теме, Кунз далеко не единственный тренер, которому эта комбинация нравится. Говорят, это самая популярная выносная комбинация в современном футболе вне зависимости от уровня команды и лиги. Спросите, как выглядит эта комбинация? Почему она настолько популярна? Что входит в нее?

Лучше всех ответит на все вопросы бывший главный тренер студенческих команд «Янгстаун Стэйт» и «Огайо Стэйт», Джим Трессел.
О философии атаки

«Есть несколько комбинаций, на которые тренер может рассчитывать при любой ситуации. Я не говорю, мы играем одну комбинацию, но на одной комбинации основана наша философия нападения», - говоря как раз про «Дэйв», замечал Трессел.

Причем, он добавил, что в этой комбинации игроки всегда должны быть уверены на сто процентов. Через некоторое время в «Янгстауне» Трессел узнал, что является самым главным фактором успеха в игре. Всё получается, как надо, если за матч вынести мяч на 200 ярдов, набрать 24 очка или больше, совершить меньше перехватов и фамблов, чем ваш оппонент.

«Когда обозначились эти факторы победы, они стали нашей философией», - рассказывал тренер. В «Янгстаун Стейт» даже придумали формулу, с помощью которой измеряли продуктивность нападения. К количеству очков прибавляется количество набранных первых даунов. Из этой суммы отнимается количество перехватов соперника, умноженное на три. Те игры, когда сумма была 40 или больше, они почти всегда выиграли. А те игры, когда сумма была меньше 40, обычно проигрывались.

Что касается показателей успеха данной комбинации, то Трессел смотрит не на то, сколько ярдов за попытку набирает «Дэйв», а на то, как часто комбинация добивается своей цели в каждой конкретной ситуации. Тренер считает, что при первом дауне комбинация должна набирать 4 ярда, при втором – половину расстояния до первого дауна, а при третьем комбинация должна набирать первый даун.

В 1999 году «Дэйв» выполнял задачу на протяжении 56 процентов времени матча. Между прочим, когда в сезоне «Дэйв» игрался  250 раз или больше, команда выигрывала чемпионат студенческого футбола по нижнему дивизиону (I-AA).

Трессел любил говорить: «Если мы могли играть одну выносную комбинацию 250 раза в сезоне, то у нас, вероятно, была сильная команда».

Почему «Дэйв»?

Трессел никого не пытался убедить играть «Дэйв», утверждая, что это лучшая комбинация во всем футболе. Но она была таковой именно для команд этого специалиста, так как соответствовала его философии на все сто. Хотя Трессел использовал и проповедовал разные виды атаки, он решил начать свою программу в Янгстауне с «Дэйва», потому что мог обучить своих подопечных именной этой комбинации быстрее всего.

Самое главное преимущество «Дэйва» – его простота. Трессел больше всего боится «перегружать» своих игроков, считая самой большой угрозой успеху нападения сложность плейбука. «Дэйв» может быть сыгран из многих формаций и при любом защитном построении. Второе, что привело Трессела к «Дэйву», это убеждение в том, что атака должна быть жесткой и мощной. Он шутил: «Мы, конечно, играем не только «Дэйв» и никогда не упустим из виду то, что надо выносить по центру».

Что такое «Дэйв»?

С подачи одного из тренеров «Огайо Стейт» Эрла Бруса «Дэйвом» в свое время называлась любая выносная комбинация, при которой все линейные двигаются в том же направлении, и каждый отвечает за свой проход, используя так называемый «гэп-блокинг». До того, как Трессел стал главным тренером «Янгстауна», он работал помощником Бруса и сам стал использовать это комбинацию, хотя и в изменённом виде.

(Розыгрыш комбинации в сильную и слабую стороны)

На стороне точки атаки линейные нападения играют «гэп-блокинг». Тайт-энд отвечает за проход «С», текл – за проход «B», гард – за проход «А» и центр – за другой проход «А», на противоположенной от точки атаки стороне. Если никто из защитников сразу не угрожает проходу, то тот свободный линейный помогает своему соседу. Все это время он должен следить за центральным лайнбекером, которого надо заблокировать, если тот пытается атаковать.

Фулбек блокирует проход «D». Он должен отправиться не к игроку, которого он должен оттолкнуть, а во внутреннее бедро тайт-энда. В это же время гард с другого фланга снимается забрать крайнего лайнбекера. В теории техника съема довольно проста: плечи должны быть параллельными к линии розыгрыша и гард должен найти своего лайнбэкра. Текл, который стоит рядом с ушедшим гардом, одновременно отвечает за два прохода, блокируя наиболее быстрого защитника.

Если играть комбинацию в открытую сторону (то есть туда, где тайт-энда нет), то правила остаются теми же. Единственное изменение касается фулбека – он отвечает за C-проход, и соответственно, его путь становится более «узким».

Трессел рекомендует не перегружать тейлбэка советами. Только одного требует от тейлбэка – параллельных к линии розыгрыши плечей при её пересечении. Он обещал своим тейлбекам, что до линии их никто не будет трогать. Но, чтобы занести тачдаун, тейлбек вынужден избавиться от одного защитника, потому что атаке не хватает блокировщиков для нейтрализации дальних игроков. Таким образом, при хорошем блоке тейлбек, несущий мяч, должен лишь переиграть сейфти, чтобы выйти на длинный вынос.

«Дэйв» на Урале

С конца последнего сезона команда, которую я тренирую, начала играть вариант «Дэйва». Вместо фулбека гард снимается к последнему защитнику на линии, а тэкл играет роль гарда, то есть он тоже покидает свое место, снимаясь к крайнему лайнбекеру.
Исходя из того, что лучше растянуть защиту по полю, чем зажать ее, мы обычно используем формации с четырьмя принимающими, и поэтому у нас редко в составе нападения выходит фулбек.

(Розыгрыш комбинации против разных фронтов обороны)

Тогда появляется логичный вопрос, кто закрывает проходы «B» и «C» на противоположенной от точки атаки стороне, где у тренера Трессела стоит текл? Ответ прост: квотербек и её величество пустота.

Если защита играет блиц в проход «B», то решение простое: тайт-энд поставлен в позиции слотбека, и он снимается за гардом, пока текл берет проход «B». У нас квотербеки хорошо бегают, поэтому защита всегда вынуждена учитывать их в качестве потенциальных бегущих.

Если защитник, занимающий проход «C», постоянно опекает бегущего, то назначается либо «Рид» («Read»), при котором квотербек реагирует на его движение, либо «Кип» («Keep»), при котором квотербек не отдает мяч тейлбеку и выбегает туда, где больше нет защитника.

У нас есть еще один способ блокировать проход «С», играя на боязни игроков обороны пропустить вынос на фланг. В этом случае принимающий с другой стороны выполняет «моушен», получает мяч и бежит сразу на фланг.

Разумеется, есть сотни нюансов в выполнении «Дэйва», которые можно бесконечно перечислять и описывать, но моя задача - познакомить вас с этой комбинацией, которая может стать мощным оружием в вашем плейбуке.


Кери Ярусси

Социальные комментарии Cackle
Система Orphus