Как мы эволюционировали с RPO

27.12.2016 04:16

В последние годы наша футбольная программа, как в омут с головой, окунулась в мир концепции RPO, или Run-Pass Option. Если совсем упростить, то RPO это два розыгрыша в одном: это может быть и пас, и вынос. Сложная сторона вопроса состоит в тому, что вы и сами не знаете каким будет это розыгрыш пока мяч не будет введён в игру.
 

При этом линия нападения выполняет выносной блок в то время, как ресиверы следуют по своим маршрутом. Задача RPO состоит в том, чтобы заставить защиту ошибиться вне зависимости от того, что она делает.
 

В течение последних 15 лет у меня была отличная возможность общаться с разными тренерами по всей стране, и как минимум лет 5 я встречаю много вопросов по поводу этой пасово-выносной концепции: что это и как добавить её в уже созданную систему нападения. Частым вопрос является и то, как я сам дошёл до жизни такой.
 

Как всё начиналось
 

Наше погружение в RPO началось ещё в девяностых с осознания того, что наши квотербеки были готовы принимать решения. Всё началось с системы Джери Кэмпбелла под названия “опция на меня” (option on me). Джерри помогал нам устанавливать эту систему в команде и раскрывал логику, по которой квотербек должен принимать лучшие решения на линии розыгрыша. Мы должны были просто назвать формацию и позволить квотербеку назначить сам розыгрыш: Это могли быть комбинации Veer, Midline или Load в зависимости от построения защиты. Наше нападения прибавило использую эту фишку в конце девяностых.

Вторым этапом погружения в дебри стало наше близкое знакомство с пакетными розыгрышами. Используя эти типы розыгрышей можно было играть и пас и вынос в зависимости от действий защиты. Однако определившись с решением, квотербеку было необходимо известить о решении и своих товарищей по команде. Как правило, это была голосовая команда.

Одним из таких розыгрышей был пасовый концепт Спринт-Аут в жёсткой связке с выносом Inside Zone. На рисунке видно, что защита приоткрывает центральную зону, показывая прикрытие Cover 2. Число игроков на линии и в бекфилде позволяет нам атаковать соперника через вынос, и квотербек озвучивает свою решение для линии и ресиверов. При этом, принимающие Z и H сразу фокусируются на наиболее опасных секондари соперника, которые могут страховать игроков фронта на выносе.

Если в коробке появилялся седьмой защитник (Сильный Сейфти), вынос становился куда более рискованной затеей и мы переключались на пасовую комбинацию.

Мы также были готовы к тому, что одного из защитников нам придётся оставить без блока. Обычно это был бэксайд-энд. Сторона в данном случае определялась направлением Спринта квотербека. Примерно такое течение розыгрыша показано на видео:

 

 

 

Хорошо видно,что нам удалось запутать опустившегося к боксу Стронг Сейфти, которому пришлось сначала реагировать на возможный вынос и лишь затем думать о прикрытии. Единственному сейфти в глубокой зоне было тяжело закрыть всю зону Дип от возможных угроз, поэтому мы заработали тачдаун.
 

Наше первое RPO

 

Первая комбинация в системе Run-Pass Option получила у нас название BOZO. Мы отталкивались от выносной концепции Инсайд-Зоун. На пре-снэпе квотербек определял направления возможного паса или выноса. Если защита оставляла лайнбекера на нужной стороне внутри бокса, квотербек читал её ключевых прикрытия, начиная с внутренней зоны до боковой линии. Если лайнбекер находился вне бокса, бегущий получал мяч. Линия при этом всегда выполняла выносной блок.

Трипс Чек

 

Следующим уровнем стало для нас введение целых трёх вариантов розыгрышей для подобных комбинаций. Мы любили играть их из формации с тремся ресиверами на одной стороне, поэтому назвали их Трипс Чек.

У ресивера-одиночки был маршрут Хитч, в то время как ближний ресивер со стороны формации Трипс играл маршрут Бабл. Квотербку сначала нужно было оценить ситуацию на фланге с одним ресивером, обратив внимание на второго защитника. Под вторым защитником мы понимаем игрока, находящегося в пределах 7 ярдов от бокса. Если корнербек находился дальше, мы его не считали. На картинке корнер является первым защитником, а лайнбекер вторым.

Если лайнбекер находился в боксе, шёл пас на единственного ресивера на фланге. Если этот защитник занимал позицию вне бокса, квотербек переключался на сторону Трипса. Там ему нужно было найти третьего защитника (обычно это был внутренний лайнбекер) и понять, где они находится. Если тот был вне бокса, раннинбек получал вкладку. Если лайнбекер был внутри, шёл пас на маршрут Бабл.

Если взять за основу формацию защиты, которую мы видем на картинке, то мяч мог быть сыгран и выносом, и пасом в сторону Трипса. Последний вариант был приоритетнее, потому что по-настоящему разгонял наше нападение. Изначально мы просили квотербека предупреждать линию о броске, однако позже отказались от этой практики.

Розыгрыш позволял нам найти ожидаемые слабые места в защите вне зависимости от их задумок. Выдвигая на сторону трипса лайнбекера, мы получали отличную ситуацию для выноса.

Если они играли чётный фронт 3-4, мы всё равно могли выносить мяч.

Нагружая коробку через постановку Беар-фронта, они открыли периметр для наших пасов.

 

Приятно всегда знать ответы на вопросы, которые ставит защита. При этом любой выносной розыгрыш мог быть улучшен этой надстройкой. Убрав лишнюю коммуникацию квотребека и остальной части команды, мы начали играть значительно быстрее.

 

Каждому вынос - свой пас

 

Наши дальнейшие шаги были очевидны. Мы назначали выносные розыгрыши с зашитыми в них пасами. Мы освободили наших ресиверов от блоков на выносе, отправив их на быстрые маршруты.

Это решение позволило нам больше никогда не играть вынос против перегруженного бокса, а также кидать пасы на наших самых скоростных атлетов, если защита была небрежна в расстановке прикрытия. И всё это без каких-либо команд и недопонимания.

 

Правила по которым мы создавали эти новые для нас розыгрыши были просты:

 

  1. Если вы единственный ресивер на стороне, ваш маршрут - Хитч на 5 ярдов

  2. Если вас двое, вы бежите пасовый концепт “Квик”

  3. Если вас трое, пасовый концеп “Бабл”

 

В дополнение к защите наших выносных розыгрышей мы также получили и большее число успешных пасов. В первый год, как мы начали использовать эти типы розыгрышей, количество комплитов от нашего квотербека-скрэмблера увеличилось вдвое. Это заставило защиты наших оппонентов разгружать бокс ещё больше.

В формации Дабл-Твинс у нас также был отличный вариант для вариативной атаки. Защите нужно было специальное построение, чтобы остановить эти быстрые пасы. Как только мы видели его на поле, мы играли вынос.

На видео ниже можно рассмотреть, что сейфти вынужден останавливаться, защищаясь от выноса. У нас также был вариант маршрута с атакой дальней зоны, это позволяло держать сейфти дальше от бокса и давать больше свободы нашим бегущим.
 

 

Тренер Джеймс Винт,
Бывший тренер  Truman State University и Iowa Wesleyan (NCAA II)


Оригинальная статья

Социальные комментарии Cackle
Система Orphus